Том 11, № 1Страницы 27 - 34 Optimization of Training Modules Choice During Multipurpose Training of Specialists
V.V. Menshikh, E.N. SeredaСтатья посвящена вопросам математического моделирования процессов организации многоцелевого обучения. Под многоцелевым обучением понимается такая организация учебного процесса, при которой в одной группе готовятся специалисты по нескольким родственным направлениям деятельности, траектории обучения по которым в определенные промежутки времени пересекаются. С целью сокращения общего времени обучения, а также стоимости или ресурсов, требуемых в процессе обучения, для освоения некоторых компетенций целесообразно осуществлять динамическое перераспределение обучающихся по подгруппам.
Вопросы разработки математического аппарата, используемого для оптимизации процесса многоцелевого обучения, в настоящее время изучены недостаточно. Для снижения размерности общей задачи оптимизации процесса организации многоцелевого обучения предложено ее поэтапное решение. Описан подход к вычислению оценок возможности обучения специалистов по имеющимся в образовательной организации направлениям подготовки и выбора учебных модулей. В работе рассмотрены варианты оптимизации выбора модулей для подготовки специалистов по следующим критериям: минимизации общей длительности подготовки, стоимости обучения и используемых для обучения ресурсов. Предложен алгоритм, с помощью которого возможно сформировать оптимальную по составу обучающихся группу.
Полный текст- Ключевые слова
- моделирование многоцелевого обучения; направление подготовки; оптимизация; задача о назначениях.
- Литература
- 1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - C. 34-42.
2. Kiriakidis, P. Research in Multidimention Education / P. Kiriakidis, P. Barber, J.W. Decota. - Iasi: Lumen, 2011.
3. Kelly, K.P. Getting to the Goal in Professional Military Education / K.P. Kelly, J. Johnson-Freese // ORBIS. - 2014. - V. 58, № 1. - P. 119-131.
4. Денкс, К.А. Задача синтеза индивидуальных планов обучения в пространстве виртуальных учебных групп / К.А. Денкс, Ю.Ю. Якунин, Д.И. Ярещенко // Экономика, статистика и информатика. - 2015. - № 6. - С. 118-127.
5. Меньших, В.В. Концептуальная модель и технология обучения коллективным действиям по принятию решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств / В.В. Меньших, Е.Н. Середа // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - № 2. - С. 51-56.
6. Пахаренко, Н.В. Модель определения сформированности общекультурных и профессиональных компетенций / Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7502 (дата обращения: 9 февраля 2018 г.)
7. Меньших, В.В. Моделирование процесса выбора траекторий обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах / В.В. Меньших, Е.Н. Середа, А.Н. Копылов // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - № 2. - С. 203-212.
8. Бородин, Д.К. Математическое обеспечение планирования образовательного процесса / Д.К. Бородин, А.Б. Токарев // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - № 8 (39). - С. 5-14.
9. Саати, Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий / Т. Саати. - М.: Радио и связь, 1993. - 278 с.
10. Меньших, В.В. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, Е.Н. Середа // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 107-114.
11. Бурков, В.Н. Прикладные задачи теории графов / В.Н. Бурков, И.А. Горгидзе, С.Е. Ловецкий. - Тбилиси: Выч. центр АН ГССР, 1974. - 231 с.