Том 17, № 4Страницы 32 - 42 А Model and a Numerical Method for Optimizing the Choice of a Training Trajectory for Heterogeneous Groups of Specialists
V.V. Menshikh, A.V. PodolskikhПодготовка и переподготовка специалистов различных профилей в настоящее время требуют учета высокой динамики условий их профессиональной деятельности. Особую актуальность это приобретает при необходимости подготовки специалистов к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. В этом случае возникают две основные проблемы организации процесса обучения специалистов: - необходимость одновременной подготовки гетерогенной группы, включающей специалистов различного профиля, обеспечивающих совместно решение определенного круга задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств; - необходимость минимизации длительности процесса подготовки. В гетерогенных группах предполагается, что специалисты должны обладать как универсальными, так и индивидуальными компетенциями. В частности, в гетерогенных группах, которые готовятся для действий в чрезвычайных обстоятельствах, универсальные компетенции необходимы для действий в особых условиях, а индивидуальные - для выполнения узкопрофессиональных задач. Указанное обстоятельство позволяет так организовать последовательность курсов для подготовки специалистов в рассматриваемых группах, чтобы универсальные компетенции было возможно получать на одном курсе одновременно специалистами различного профиля, что позволяет сокращать общее время подготовки всей гетерогенной группы. При этом необходимо учитывать возможности образовательной организации по количеству одновременно обучающихся на каждом курсе, обеспечивающем получение соответствующей компетенции. В связи с этим возникает необходимость оптимизации выбора траектории, т. е. последовательности курсов, подготовки специалистов в гетерогенных группах с учетом возможности образовательной организации, осуществлявшей их подготовку. С этой целью была разработана математическая модель и численный метод нахождения оптимальной траектории, основанный на использовании генетического алгоритма, преимуществом которого является полиномиальная вычислительная сложность. Приведен численный пример.
Полный текст- Ключевые слова
- подготовка специалистов; гетерогенные группы; оптимизация траектории обучения; генетический алгоритм.
- Литература
- 1. Johnson, R. The Role of Continuous Professional Development in Enhancing Specialist Competence / R. Johnson // Journal of Education and Training. - 2020. - V. 25, № 1. - P. 50-65.
2. Martinez, E. The Importance of Lifelong Learning for Specialists in a Changing Work Environment / E. Martinez // Journal of Career Development. - 2019. - V. 36, № 1. - P. 40-55.
3. Borisenkov, V.P. The Quality of Education and Training Problems of Pedagogic Personnel / V.P. Borisenkov // Education and Science. - 2015. - V. 3, № 122. - P. 4-17.
4. Gass, S.I. Handbook of Operations Research and Management Science / S.I. Gass, C.M. Harris. - Chan: Springer, 2021.
5. Меньших, В.В. Оптимизация выбора модулей обучения при многоцелевой подготовке специалистов / В.В. Меньших, Е.Н. Середа // Вестник ЮУрГУ. Серия: Математическое моделирование и программирование. - 2018. - Т. 11, № 1. - С. 27-34.
6. Меньших, В.В. Моделирование коллективных действий сотрудников органов внутренних дел / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, Е.Н. Середа, В.В. Горлов. - Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017.
7. Lihobabina, A. Model and Numerical Method of Optimization of Selection of Training Programs for Specialists / A. Lihobabina, V. Menshikh // Proceedings - 2023 5th International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency. - Lipetsk, 2023. - P. 447-450.
8. Гладков, Л.А. Генетические алгоритмы / Л.А. Гладков, В.В. Курейчик, В.М. Курейчик. - М.: Физмалит, 2010.
9. Карпенко, А.П. Современные алгоритмы поисковой оптимизации. Алгоритмы, вдохновленные природой / А.П. Карпенко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017.
10. Меньших, В.В. Математическая модель оптимизации траектории обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах / В.В. Меньших, Е.Н. Середа // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 3. - С. 36-44.
11. Меньших, В.В. Оптимизация временных характеристик информационных систем / В.В. Меньших, Е.Ю. Никулина. - Воронеж: Воронежский института МВД России, 2011.
12. Меньших, В.В. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, Е.Н. Середа // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 107-114.